
— Где мы? — спросил человек.
— На звездной дороге, — ответил Звездный олень. Сверкнув рогами, грациозно выгнул шею и посмотрел вперед. — Пойдем?
— Конечно. Другого пути у нас нет.
И они пошли рядом.
Эпиграф к книге "По черному следу"
Я училась в шестом или седьмом классе, когда мне в руки попался выпуск "Роман-газеты" - надеюсь, помните такую?

- с первой книгой трилогии. К тому времени я уже плотно подсела на фантастику; дедушка, царство ему небесное, за два года до этого купил мне огромный сборник Лема (в него вошел весь "Ийон Тихий", "Кибериада", "Солярис" и "Эдем"), который был мною проглочен моментально; правда, "Солярис" и "Эдем" не произвели на меня того сногсшибательного впечатления, как это случилось через несколько лет. После Лема я останавливалась у каждого книжного лотка и искала сборники с фантастикой, именно в те годы я купила и прочитала Саймака, Кларка, Брэдбери, Силверберга, Гаррисона, Хайнлайна, Шекли... А вот с непереводной, русскоязычной фантастикой у нас тогда (да и сейчас тоже) было плоховато - один-два хиленьких сборничка и все; вон, Стругацких я впервые прочитала, только получив доступ к интернету. Так что имя "Сергей Павлов" мне ни о чем не говорило; я открыла "Роман-газету", чтобы прочитать предисловие, написанное каким-то советским космонавтом (прошу прощения, но не помню, кто это был, а того выпуска под рукой нет уже давно). Оно меня не то чтобы дико заинтриговало, но заинтересовало, и я стала читать.
Начальные страницы первой книги трилогии, "По черному следу", напоминают всевозможную боевую фантастику, коей сейчас в электронных библиотеках навалом - некий Фрэнк Полинг, сотрудник МУКБОПа (Международное управление космической безопасности и охраны правопорядка) проходит тренировочный полигон, где в него стреляют из лазеров, пытаются утопить в бассейне и вообще всячески проверяют его живучесть-плавучесть. После полигона Фрэнка зовут на совещание, во время которого выясняется, что четверо космодесантников, уцелевших после трагедии на Обероне, приобрели некие несвойственные человеку способности, и теперь МУКБОП волнуется - опасны ли они для Земли и Приземелья или нет. Причем волнение это сильно смахивает на хорошо закамуфлированную панику.
Мои размышления на темуВ большинстве современных книжек автор как бы сюжет повернул? Полинг вместе с прочими сотрудниками безопасности гонялись бы по всему глобусу (причем не только Земли
) за мутировавшей четверкой, а та отчаянно оборонялась бы, используя свои новоприобретенные способности. Персонажи на каждой странице разносили бы вдребезги всяческую инфраструктуру и средства передвижения; для пущего смака автор выдал бы героям по девице-блондинке, которые по уши бы в них втрескались. Но Павлов, к счастью, пошел по другому пути
.
"По черному следу" состоит из большого количества диалогов, причем диалогов умных, а не в стиле "Вот вам пулемет, найти их и уничтожить! - Слушаюсь, товарищ генерал!". Павлов очень подробно описал оперативно-следственные мероприятия, в результате которых мукбоповцы с большим трудом смогли вычленить крупицы истины из событий, прямо или косвенно связанных с "черноследниками" - так они называют четверку бывших космодесантников. Почти четверть книги занимает рассказ медиколога (то есть врача) рейдера "Лунная радуга", летавшего в систему Урана - во время спасательной экспедиции (спасали "Леопард", который сел на Оберон и тут же бесследно сгинул вместе с экипажем) происходили необъяснимые случаи зверского разбивания экранов, и медиколог так и не смог понять, кому и зачем было нужно их превращать в мелкое крошево стекла и металла. В итоге совещавшиеся пришли к малоутешительным выводам и решили заслать Полинга к шурину на разведку. На этом детективная часть первой книги закончилась, хотя мы так и не узнали, куда же делся "Леопард". Так, кстати, и интереснее - больше простора для всяческих догадок, даже самых безумных - таких, что аж холодок начинает медленно ползти вдоль позвоночника.
Вторая часть книги "По лунному следу" написана от лица "черноследника" Дэвида Нортона. Подробно рассказывается о его пребывании на Меркурии и как его особые способности помогли ему спастись. Но разве Нортон получает удовольствие от своих умений, как подобает эталонному супермену? Вовсе нет. Он постоянно, ежесекундно мается, не зная, что ему преподнесет организм на этот раз, и категорически не желает быть разоблаченным - ведь медицинская служба проверила его вдоль и поперек, прежде чем пустить обратно на Землю, и никаких отклонений от нормы не обнаружила. Вреда он людям не доставляет, становиться подопытным кроликом не хочет. А хочет тихо жить с женой на своей вилле, купаться в бассейне при лунном свете и - это уже вынужденно - составлять список всяких необычностей, которые с ним случаются. А необычностей у него много, Павлов о них упоминает вскользь и не очень подробно, но все равно жутко интересно, что же такого сделал космос с человеком, что он теперь может без вреда для себя принимать душ из практически кипятка, слышать ультразвук и не дышать почти час (и это еще цветочки!
).
Космическая безопасность со своей стороны права - они не знают, во что - даже не в кого! - могут в любой момент превратиться подвергшиеся непонятному воздействию десантники, и предпочитают перебдеть, чем недобдеть. К тому же мы знаем, что все службы безопасности всегда отличаются излишней подозрительностью, плавно переходящей в паранойю
. Так что МУКБОП обязан разбиться в лепешку, но выяснить, что именно случилось на Обероне, точно ли все четверо стали "черноследниками" и не заразны ли их "способности". А Нортон прав со своей стороны, не желая никакого излишнего к себе внимания - он живет в глубинке, никого не трогает, никому не мешает, никого не инфицирует и сам себе тихо мучается. Какое дело Земле и Приземелью до одного несчастного космического инвалида?..
В принципе "По Черному следу" (и две следующие книги цикла) можно рассматривать как близкого родственника "Волны гасят ветер" Стругацких. И тут, и там поднимается вопрос о дальнейшем развитии человека как вида. В чем может заключаться эволюция? К чему она приведет - к разделению человечества на два различных враждующих вида или их мирному сосуществованию? Как это разделение воспринимают те, кто перешел на ступеньку выше и те, кто остался на прежнем уровне? К добру ли вообще эта эволюция или лучше бы оставалось все как прежде?
Я специально не рассказываю вам содержание "Мягких зеркал" и "Волшебного локона Ампары", но хочу сказать следующее - в них даются ответы на все вышеуказанные вопросы. Даются тем, кто внимательно будет читать, а не просмотрит по диагонали
, потому что в таком случае он не проникнется. Трилогию "Лунная радуга" надо осваивать целиком, по хронологии, медленно и вдумчиво. Быстро вообще-то и не получится, слишком у Павлова серьезный - в хорошем смысле слова - слог, а описания космоса, кораблей и отдаленного будущего изобилуют кучей изобретенных фантастом терминов. Я сама, распечатав через много лет после "Роман-газеты" два продолжения, сначала с трудом продиралась сквозь текст и описания... чуть не сказала "природы"
- космоса и планетных ландшафтов, но потом прониклась по полной программе. Написано так здорово, что перед глазами разворачивается готовый фильм
.
В качестве жирного плюса еще хочу отметить, что ни в одной книге трилогии ни единого слова не говорится об общественном строе. "По черному следу" написан в 1978 (!) году, но никакого педалирования коммунизма и светлого будущего, как у Стругацких в Мире Полдня, у Павлова нет. Спасибо ему за это огромное (и это не сарказм). Как только писатель начинает разбрасываться словами типа "социализм" и "коммунары", у меня начинается изжога
. У Павлова же герои не заморачиваются идеологией, а просто делают свое дело - работают, летают в космос, спасают друг друга и кружающих, и все это без малейшей патетики, морализаторства и упоминания каких-нибудь там "Всемирных Советов" и прочих органов управления государством/планетой.Трилогия "Лунная радуга" - на мой взгляд эталонная, умная и серьезная научно-космическая фантастика. В ней присутствуют обязательные для жанра бластеры-космолеты, но сцен всяких сражений и баталий крайне мало (они появляются только в "Волшебном локоне Ампары", и отнюдь не они там главные), упор автор делает на красивейшие описания Внеземелья, на человеческие проблемы и взаимоотношения и морально-этические вопросы. Мы все считаем, что будущее - ежели человек себя не угробит в результате ядерной или биологической войны - у нас довольно лучезарное, все раскаются, поймут, как сильно были неправы, и всем миром будут лежать под пальмами, хором петь песни и плести венки из ромашек

. Павлов показал немного другое будущее - хомо сапиенс себя не угробил, но стал ли терпимее к ближнему своему?
Возможно, после "По черному следу" вам "Мягкие зеркала" покажутся нудными, но поверьте - "Волшебный локон Ампары" вас удивит

. Прочитайте трилогию, уверяю вас - она действительно того стоит.
Сайт "Лунная радуга"Скачать можно с
Флибусты.