Марина и Сергей Дяченко умеют взять вроде совершенно привычный мир и сделать с ним что-то очень необычное. В этой их книге герои обитают в самой что ни на есть заурядной стране; судя по описанию, это Европа конца ХХ - начала XXI века, потому что в том мире есть и телевидение с метрополитеном, и оперный театр, и вертолеты, и телефон со спутниками, и даже ядерные ракеты. И в то же самое время в том мире есть... ведьмы. Самые что ни на есть натуральные, которые могут нарисовать на коже жертвы насос-знак - и человек "умирает в течение суток от полного упадка сил, обезвоживания, обессоливания... Рисовать на одежде проще и практичнее. Знак малыми порциями высасывает человека, который его носит. Обладателями силы становится ведьма, нанесшая знак...". Или могу приготовить приворотное зелье. Вызвать падеж скота или эпидемию чумы. В общем - ведьмы.
Читаем дальшеПротивостоит им - а противостоять надо, потому что иначе мир давно бы погрузился в первозданный хаос - Инквизиция. Не та, что была в нашей с вами истории. Инквизиция у Дяченко борется только и исключительно с ведьмами; неинициированных они ставят на учет, а действующих - если они начинают вредить - судят и предают казни. И много-много лет сохраняется довольно шаткий баланс, пока не начинает происходить что-то странное. Количество ведьм стремительно растет, их мощь увеличивается, пакости становятся все страшнее и изощреннее (вроде эпидемии чумы), и главный герой, Великий Инквизитор города Вижны Клавдий Старж сообщает - грядет приход ведьмы-матки. Ее надо непременно найти и уничтожить как можно скорее, ибо если она успеет объединить всех ведьм - на этом упорядоченная история человечества закончится навсегда. Подобную матку четыреста лет назад уничтожил другой Великий Инквизитор, Атрик Оль, потом в отместку сожженный другими ведьмами.
Легко сказать - но трудно сделать. Как ее найти, когда не знаешь, в ком из неинициированных ведьм может сидеть эта самая матка? Ведь не убивать же всех ведьм подряд, к тому же среди них есть и положительные, такие как Хелена Торка, возглавлявшая Виженский оперный театр и до старости не захотевшая инициироваться. Вдобавок у Клавдия на шее висит рыжая девушка Ивга Лис, несостоявшаяся невеста сына его школьного друга. Несостоявшаяся - потому что Ивгу немедленно отлучили от семьи, узнав, что она ведьма, пусть пока и неинициированная. А ведь становиться ведьмой она не хочет, а хочет тихой семейной жизни, но кому до этого есть дело?
Ведьма - это приговор.
Из своей семьи Ивга сбежала, от жениха - тоже, денег нет, жить негде, а единственный человек, которого она знает в Вижне - это Великий Инквизитор, который пришел на пикник к школьному другу, где они и познакомились. Ивга в подъезде дожидается возвращения Клавдия с работы - и до самого финала они не расстаются. Она периодически ему помогает с допросами своих товарок - Клавдий пытается узнать про матерь-ведьму, где ее искать, кто она, но кроме издевательского "Великий Инквизитор разделит участь ведьм, на костре!" добиться ничего не может. А на страну наползает страшная тень - то ведьмы чуть не угробили целый стадион, то сожгли оперный театр, то устроили кошмар в метро...
Конечно, матерь-ведьма найдется, ближе к финалу и совершенно неожиданно. Уже начинает воцаряться на земле хаос, и последняя надежда Инквизиции - это ракеты в глубоких подземных шахтах, благо Герцог успел выдать Клавдию нужный приборчик и код доступа... Но Дяченко не были бы самими собой, если бы после самых гнетущих страниц, когда инициированная ведьма-матка, почти совсем забывшая, кем она была раньше, сидит с огромным смерчем над головой, не выдали совершенно потрясающий эпилог. Я очень редко использую это слово - оно слишком сильное - но произошел катарсис. Все стало на свои места и вернулось туда, в точку бифуркации, где возможно изменить страшную участь Вижны и всех ее обитателей. И читатель верит, что теперь все пойдет как надо. А получилось так именно благодаря нескольким словам, сказанным за несколько дней до этих ужасных событий:
" - А могут ведьмы... превратить меня если не в гуся, то хоть в лису? - шепотом спросила Ивга. - По настоящему, навсегда?
Клавдий провел по лицу мокрыми ладонями:
- Ивга... А могут ведьмы повернуть время вспять? Закинуть нас... нет, тебя не надо, ты и не родилась тогда... закинуть меня, Клавдия Старжа, на тридцать лет назад? Ну ладно, на двадцать восемь...
- А что, там было лучше?
Он серьезно посмотрел ей в глаза. Так серьезно, что у нее сразу же озябли ноги.
- Там было... да, Ивга. Не знаю, было ли лучше... Просто БЫЛО."
Но к финалу не применимо слово "БЫЛО". Наоборот, все еще только "БУДЕТ"! Все еще только начинается. И вдали, я точно знаю, окончательно и бесповоротно затихнут тонкое ржание и колокольный звон. И не последняя заслуга в этом - визит Клавдия к оглушенной инициацией матке, которую поймали, заковали в колодки и посадили в самую надежную камеру в подвале Дворца Инквизиции. Если бы между ними не произошел тот диалог, проясняющий все на свете, матерь-ведьма прошла бы только один путь по спине желтой полосатой змеи.
Кому-то финал может показаться смазанным. Кому-то - непонятным. Кому-то - дурацким, мол, и что? Что в итоге с героями случилось-то? Но этак и концовку "Vita Nostra" не все поняли . В "Ведьмином веке", как и в "Ритуале", Любовь победила все на свете - обстоятельства, судьбу, прошлое. И даже призрачный образ Докии Стерх, Дюнки, мучительно преследовавший Клавдия все эти долгие двадцать восемь (!) лет. Пессимисты, конечно, могут истолковать финал так - все пойдет по кругу, бесконечно повторяясь и повторяясь, что ж тут хорошего? Но пессимисты к тому же считают, что и Арман не выжил, в то время как мы с вами точно знаем - все у них с Ютой просто прекрасно!
Что вам еще сказать? Как всегда у Дяченко, психологические портреты главных персонажей на высоте, диалоги - чудесные, причем чудесные даже (и именно!) в моменты недосказанности и сплошных многоточий. Отношения между Мужчиной и Женщиной всегда были коньком Марины и Сергея, а в "Ведьмином веке" это их умение дошло до апогея. А как они описывают мир с точки зрения матерь-ведьмы? Даже не понимаешь, почему же такая красота, пусть и чуждая, для обычных людей должна оборачиваться наводнениями, чумой и смертью.
В общем, мой вам совет - прочитайте, не пожалеете. Очень интересная, красивая, захватывающая, грустная и счастливая история. Несмотря на фантастические атрибуты, "Ведьмин век" - это не просто фантастика, а - по-моему - нечто большее.
Обожаю .
Пятерка с плюсом.