КинопоискImdbЧто ни говори, а Клинт Иствуд как хороший коньяк (мне этот напиток абсолютно не нравится, но раз уж принято сравнивать именно с ним... ) - с возрастом становится только лучше. И каждый его следующий фильм убеждает, что этот самый возраст умению не помеха, коли умение действительно есть.
Клинт в "Гран Торино" играет вышедшего на пенсию сотрудника завода "Форд" Уолта Ковальски, ветерана войны в Корее. Фильм начинается с похорон его жены; в церкви присутствуют два сына Уолта и его внуки - разбитная девица в мини и с серьгой в пупке, парнишка в спортивной футболке (это он так на похороны бабушки пришел, скотина) и второй внук - в костюмчике, но говорящий у алтаря какие-то невозможно-хамско-богохульные вещи (еще большая скотина). Сыновья тоже особого горя не проявляют, что Уолту, естественно, не нравится. Ему вообще мало что нравится - только хорошее пиво, лабрадорша Дейзи и покойная жена. А алчные потомки, аки коршуны, все вьются вокруг, хотят поскорее сбагрить Уолта в дом престарелых, дарят унизительный телефон с увеличенными - специально для стариков - кнопками и посягают на его винтажное авто по имени "Гран Торино". Еще молоденький пастор местного католического прихода хочет помочь Уолту и постоянно заявляется с душеспасительными беседами, соседи-выходцы из Китая лопочут по-своему и всячески Уолта нервируют одним только своим присутствием рядом, а парень-хмонг по имени Тао так вообще чуть было не угнал любимую машину Ковальски по заказу своего двоюродного брата.
Читаем дальшеМожно было бы решить, что Уолт остаток фильма будет гонять соседей, палить по ним из ружья, грубить сыновьям и превращаться в совсем уж мерзкого, сварливого и злобного старикашку. Но как-то раз он спасает от приставаний местных негров и латиносов сестру Тао, их мать приказывает Тао в качестве искупления вины поработать на мистера Ковальски, потом соседи-хмонги его приглашают на день рождения... И в результате выяснится, что совершенно чуждые по культуре и обычаям люди ("Таких, как вы, мы использовали в Корее в качестве мешков с песком!") окажутся в сто раз добрее, сердечнее и лучше, чем такие американские и с виду правильные до мозга костей дети и внуки Уолта. Конечно, в душку-обаяшку Уолт не превращается, но становится ясно, что те, кому он грубил, этой грубости заслуживали совершенно справедливо, а пикировки с товарищем-парикмахером в стиле "Ты еще жив, паршивый макаронник?" - "Не дождешься, вонючий поляк!" вовсе не означают неприязнь и злобу.
Иствуд фильмов со слащаво-счастливыми финалами не снимает, так что и "Гран Торино" был обречен закончиться грустно. Ведь двоюродный брат Тао, состоящий в уличной банде, так и не простил родственнику неудавшийся угон винтажного авто. И обязательно будет кровь. И Уолт пойдет-таки на исповедь, причем от перечисления его грехов - в количестве трех штук - будет щемить сердце, ведь это были такие трогательные мелочи (кто видел - поймет)! Но вот про свой самый главный грех, совершенный в Корее, он пастору так и не признался. Потому что искренне считал, что подобные поступки прощать нельзя и что ему надо уйти, специально не сняв его с души. Мне это решение напомнило финал "Малышки на миллион" - его герой, тренер по боксу, обрек себя на ад, совершив убийство, но зато помог своей искалеченной и обреченной подопечной. Судьбы того давнишнего корейского парнишки и хмонга Тао уравновесили друг друга - и Уолт, я в этом совершенно твердо уверена, наконец пришел в согласие со своей совестью.
В "Гран Торино" главный, конечно, Иствуд. Все эти хмонги и его третьестепенные дети-внуки служат только обрамлением для образа Уолта Ковальски. Ух, какой колоритный он получился! Такой безудержной неполиткорректности давно не было в аккуратненьких, причесанных и вежливых американских фильмах. И "ирландский пьяница", и уже упомянутый "паршивый макаронник" - стоит только Уолту открыть рот, как окружающие по идее должны немедленно поволочь его в суд. Но грубость зависит от контекста и старый Ковальски вовсе не ненавидел своего парикмахера. А вот что хамил детям и внукам - так поделом им. На редкость омерзительная семейка: что сынок, звонящий папе не потому, что вдовцу может быть грустно и плохо, а потому, что ему нужны билеты на матч, что внучка, открыто спрашивающая деда: "А когда ты умрешь, я возьму твою тачку?" . Словно они с другой какой-то планеты прилетели, и поэтому абсолютно не удивляешься, узнав в самом конце фильма, какое завещание составил Уолт. А его слова, обращенные конкретно к Тао - это вообще песня! И хотя заканчивается "Гран Торино" грустно, зритель испытывает печаль, но светлую. Все случилось именно так, как было нужно. И все, упомянутые в завещании, получили именно то, что заслужили.Вердикт: Молодец Иствуд. Могучий человечище - и как актер, и как режиссер. Кстати, после этого фильма он заявил, что больше сниматься не будет, а будет только сидеть в режиссерском кресле. Вы знаете, теперь я понимаю, почему он так решил - было видно, что в сценах, требующих от его героя мало-мальски шустрых физических действий, Клинту было трудновато. Все же 79 лет берут свое и бегать по лестнице с винтовкой уже не так просто. Но это мелочи, был бы хороший сценарий - а Иствуд и без своего актерского участия сделает из него конфетку.
Отличное кино, без заумствований, выпендриваний и двусмысленностей - четкое, внятное, отлично сыгранное, с шикарными диалогами и потрясающим, несмотря на возраст, Иствудом . Смотрится на одном дыхании при практически полном отсутствии активного действия. Если вдруг не видели - рекомендую срочно смотреть.
Пятерка.
Трейлер: