IMDBКинопоискЛеонардо Ди Каприо – вор, но не простой. Он не грабит банки, не обчищает домашние сейфы и не проворачивает сомнительные финансовые аферы. Он со своей командой ворует чужие идеи.
Какому-то бизнесмену надо узнать о планах компании-конкурента. Он звонит Ленчику, тот усыпляет гендиректора или, к примеру, главного бухгалтера компании – зависит от того, что именно надо узнать – и вместе с товарищами подключается... ко сну клиента. Тайна в заснувшем подсознании может иметь вид сейфа, в котором хранятся нужные бумаги. Ленчику остается в процессе непринужденного разговора выманить у собеседника ключ или код, открыть дверцу и прочитать бумаги. Затем он просыпается, идет к работодателю и отчитывается – мол, нашли то-то и то-то, вот ваша информация, а где мой чек?
Во время одного из дел клиент-японец Кен Ватанабе, проснувшись, в лучших традициях мафиози делает Ленчику сотоварищи предложение, от которого они не могут оказаться. Только идею надлежит не украсть, а наоборот – внедрить, в разум наследника огромной корпорации, которая является конкурентом японца. Внедрить надо ловко и незаметно, потому что чужую идею мозг улавливает моментально и начинает ее отторгать, в отличие от своих собственных. Ленчик приглашает в команду новых лиц – архитектора Эллен Пейдж (она должна создать многоуровневой сон-лабиринт) и притворяшку Тома Харди, который в снах может превращаться в близкого для клиента человека – так ему быстрее выболтают секреты. И операция начинается.
Крайне запутанно, но неожиданно очень неплохо!Очень хитро придуманное кино, скажу я вам. Чем-то оно напоминает "Матрицу": например, архитектор может смоделировать любой мир, и команда начнет в нем жить, есть, водить машины и драться, хотя в реальности будет мирно спать. Летать как Нео, правда, не получится , да и время во сне идет намного быстрее. Заснул на час – в реале прошла неделя, на год – состаришься, вернее, состарится твой разум - на десять лет. Так что особенно засиживаться в грезах команда не может. Но зато можно переходить с уровня на уровень, устраивать подсознанию спящего человека еще один сон, а там – еще один, и так далее, как матрешка. Главное – потом точно понять, что есть реальный мир, а что – все еще сон (опять же привет "Матрице"), для чего у каждого участника команды должен быть тотем-якорь, какая-то маленькая вещица, вес, размер и материал которой (важны и тактильные ощущения) известен только ее хозяину.
В созданном архитектором мире лестница может вести в никуда, пол становиться потолком, зеркала отражать не то, что перед ними находится и так далее. В любой момент на команду могут накинуться агрессивные прохожие – это проекции подсознания клиента. И чем лучше клиент натренирован (богачи даже проходят специальные тренинги, чтобы у них во сне ничего не украли), тем более сильное сопротивление будут оказывать его проекции, вплоть до перестрелок из автоматов.
Видите, как непросто пришлось бедному Ди Каприо? Ведь у него кроме вышеперечисленных сложностей вдобавок есть тайна, которая назойливо вылезает почти сразу после погружения в сон, путается под ногами, вставляет палки в колеса и вообще всячески мешает.
Наверное, все, кто читал про "Начало" в сети, встречал обсуждение последних кадров с волчком. Я заранее специально не вникала в подробности, чтобы не набраться спойлеров. Посмотрела фильм и прикинула, что концовка там действительно неоднозначная: с одной стороны, хэппи-энд и Ди Каприо наконец вернулся к своим детям, а с другой – волчок вроде стал колебаться, но не факт, что он в итоге упадет . Лично мне кажется, что его падение было бы слишком простым завершением истории. После "Острова проклятых" я не верю, что Ленчик выбирает сценарии с заурядным, прямолинейным финалом .
Чтобы узнать vox populi, я пошла в сеть.
На КГФ есть аж две темы, посвященные фильму - отдельно для мнений и рецензий (64 страницы) и отдельно для споров со спойлерами (72 страницы). Сунулась в обе, выборочно почитала то там, то сям и пришла к выводу: если изучить все 136 страниц, запросто можно рехнуться . Там идут ожесточеннейшие споры о том, упал ли волчок, кто в чьем сне находился в разные моменты, в какой сцене герой Ди Каприо был в лимбе, в чьем лимбе, с кем был и так далее. Мой разум столько витиеватых измышлений вместить уже не способен , я не обратила внимания, в каких сценах у Ленчика было на пальце обручальное кольцо, а в каких - нет, как выглядят его дети на протяжении всего фильма и т.п. Вполне возможно, что в "Начале" есть глубоко замаскированные нюансы, позволяющие зрителю прийти к тому или иному заключению, и я его со временем обязательно пересмотрю. Но углубляться в неимоверные дебри, по-моему, все же не стоит. Сделать свой вывод насчет финала вполне можно во время просмотра последних кадров с волчком, как это сделала я.
Ну а IMDB на вопрос "Was the end a dream or reality?" дает следующий ответ:
Although no one can prove it one way or another, unless that person is Chris Nolan, it is hard to say. Both theories are possible.
Там подробно расписано, что да почему, кому любопытно - прошу по ссылке.
В любом случае рекомендую посмотреть "Начало", ведь на фоне бесконечных экранизаций комиксов последней пары лет это фильм, где можно и даже нужно подумать, а не бездумно провести время у экрана .