
Когда "Искупление" только вышел на экраны, в сети сразу же раздались многочисленные вопли на тему "О-о, Джо Райт снял шедевр!", "Ах, Дарио Марианелли получил Оскар за лучшую музыку, плюс у фильма еще шесть номинаций!" и все прочее в таком же духе.
Фильм я героически посмотрела, книгу прочитала спустя где-то год - и до сих пор поражаюсь, как в такой душераздирающей истории - клевете малолетней мерзавки, приведшей к крушению трех жизней - умудряешься особо не сочувствовать ни одному персонажу?
Читаем дальшеРобби (он же Джеймс Макэвой, офисная овца из "Особо опасного") - сын служанки, которому хозяин оплачивает обучение в колледже. Он влюблен в Сесилию, дочь хозяина (Кира Найтли, обладательница почетного титула "Самый Плоский Бюст Кинематографа"). Но как проявляется его любовь, знаете? Он никак не может сочинить для нее письмо с извинениями, в итоге пишет пару совершенно порнографических строчек и по ошибке передает Сесилии через ее сестру именно этот вариант. Надо же, какая высокая драма, какой накал чувств
.
Сесилия, она же мадемуазель Найтли не смогла показать всю глубину своей страсти; шепота на ухо "Вернись ко мне" и зеленого шелкового платья категорически недостаточно, чтобы начать за нее переживать. К тому же в самый ответственный момент, когда решалась судьба ее возлюбленного, она сказала следователю только лишь: "Не стоит верить всему, что скажет Брайони". Что ж она тогда грудью не встала на защиту любимого Робби, а? Не кричала гневно: "Он был со мной, младшая сестра обозналась и наводит на него напраслину!"? Слова тринадцатилетней соплячки против ее, взрослой девушки, заявления - кому бы поверили, как вы думаете?
Во всем этом виновата младшая сестрица Сесилии, Брайони, которая испытывает к Робби совершенно не сестринско-соседские чувства. Пусть меня переубеждают, но я не верю, что Брайони соврала потому, что хотела защитить сестру, что она якобы восприняла увиденное в библиотеке как акт нападения и агрессии. Соврала она из ревности и желания насолить сестре, вот и все. Жаль ее становится только в самом конце, когда Брайони, уже известная пожилая писательница, дает интервью.
Много писали о том, как здорово музыка легла на стук печатной машинки и как это было оригинально. Да? Не знаю, я ничего оригинального и запоминающегося в "Искуплении" не увидела, понравилась только операторская работа в сцене на побережье - обратите внимание, пять минут непрерывной съемки без единой монтажной склейки.
Что касается актерских работ - Киру Найтли я могу посчитать за актрису только в "Герцогине" (и то с некоторой натяжкой), Макэвой... А что Макэвой? Тихий скромный парнишка, до сих что звезд с неба не хватающий (юный Магнето, уж простите, тоже не считается
). Поглядим, что из него вырастет лет через пять-десять, а там уже подумаем, стоит ли женскому полу так по нему сходить с ума
. Ромолу Гарай, играющую Брайони постарше, я не перевариваю еще со времен "Ангела" Франуса Озона, и там она тоже на редкость неприятный персонаж. Да и внешность у актрисы какая-то отталкивающая (подчеркиваю - это мое сугубо предвзятое мнение); вроде черты лица неплохие, но смотреть на нее крайне неприятно. Фрэнсис Макдорманд на ее фоне - обаяшка и писаная красавица! 
Но одна вещь в "Искуплении" мне по-настоящему понравилась - это Ванесса Редгрейв, которая сыграла Брайони в старости. Вот чьим словам веришь мгновенно, веришь, что она действительно поняла, что сделала. К каким последствиям привело ее вранье. И что бывают случаи, что свое вранье уже никогда нельзя будет исправить. Когда Брайони-старая рассказывает, какой финал в своей книге она выбрала для Сесилии и Робби, ее впервые за весь фильм наконец-то становится жалко. И теперь веришь в ее искреннее раскаяние. За все это надо сказать спасибо Ванессе Редгрейв; вот что значит высшее актерское умение - за пять минут экранного времени заставить зрителей наконец простить гадкий и подлый поступок мерзавки Брайони.Вердикт: Если бы не последние минут десять с Редгрейв, то "Искупление" было бы на редкость скучным фильмом, девяносто девять процентов экранного времени которого еле-еле дотянули до тройки. А вот финал заслуживает твердой четверки. Хотя лично я больше "Искупление" пересматривать никогда не буду. Равно как и перечитывать
книжку Иэна Макюэна, но о ней - чуть ниже.
Трейлер:
Если сравнить первоисточник и экранизацию, то разницы между прочитанным и увиденным не будет практически никакой. Юноша Робби любит девушку Сесилию, на него наводит поклеп сестрица Сесилии, Брайони, в результате чего жизни всех троих ломаются навсегда. Единственное отличие, которое я уловила (в фильме, по-моему, этого не было показано так явно) - в книге Брайони лет в десять, что ли, открытым текстом заявила Робби, что его любит. Тот же ее воспринимал исключительно как младшую сестричку, что и повлекло за собой дальнейшие печальные события.
Читаем дальшеНо если фильм смотрится достаточно легко, хотя и без сочувствия к героям, то книга читается... не то чтобы тяжело, но лично я прикладывала значительные усилия, чтобы продраться через неимоверно подробное изложение того, что думают и чувствуют Робби, Сесилия или Брайони. Макюэн подробно разбирает, что руководило тем или иным персонажем в данный момент, но это почему-то не цепляет. Суть оказывается погребена под кучей болтологии (качественно написанной; признаю, что язык у Макюэна хороший, но это не отменяет того факта, что количество болтологии зашкаливает
), и чтобы ее оттуда извлечь, надо сильно постараться. К тому же во второй части книги, когда подросшая Брайони работает сестрой милосердия, а Робби страдает на Второй Мировой, сплошняком идут многословные описания распорядка больницы, обработки ран, ночевки в сарае, бомбежки автоколонны с беженцами...
Спрашивается, для чего столько слов? Чтобы рассказать историю одной малолетней сексуально озабоченной гадины, ее сестрицы и сестрицыного кавалера на фоне Англии времен WWII? Чему "Искупление" должно научить своего читателя? Что врать нехорошо? Кто ж спорит, нехорошо. Но почему же тогда у меня осталось такое гадливое ощущение от книжки
? Фильм мне просто однозначно не понравился (единственное светлое пятно, как вы уже знаете - игра Ванессы Редгрейв), первоисточник же заставил поморщиться и надолго - а скорее всего навсегда - отложить мистера Макюэна подальше.
фильм мне понравился. читать дальше
Брайони - ребёнок. Она не озабоченная, она реально не понимает сути вещей. и её влюбленность в Робби кстати заметна и в фильме (сцена ныряния и спасения) несмотря на то, что там нет прямого признания. но оболгала она его из-за ревности (впрочем, неосознанной) или из-за дури, сложно сказать.
Спасибо, Пацка!
old-diplomat, умоляю, объясните мне, чем вам нравится младшая?
Поскольку я всю жизнь живу исключительно головой, как и положено Робеспьеру, такое кратковременное выпадение из реальности, замена мозговой деятельности чувством радости – очень даже приятный допинг.
Мне вот такие бледные немочи, как Сирша Ронан, никогда не нравились, мне по душе девушки в стиле Моники Беллуччи