КинопоискImdbКогда несколько лет назад я узнала, что на очередном Оскаре приз за лучший иностранный фильм получил немецкий "Жизнь других" - о спецслужбе "Штази" - я подумала: ну что там можно было снять на Оскар-то
? Нехорошие штазевцы будут весь фильм притеснять волооких интеллигентов-диссидентов, последуют страдания, предательства, политическая чернуха и прочее ля-ля-ля. Короче, было не то чтобы предубеждение, но довольно сильный скепсис. Хотя куча прочих премий, в том числе BAFTA и Сезар за лучший иностранный фильм, приз Давида Донателло и т.д. (можете
посмотреть, сколько номинаций и премий!) все же настраивали на положительный лад.
И правильно делали, как выяснилось.
ГДР середины 80-х годов. Атмосфера тогдашней жизни показана, как мне кажется, очень правильно - убогая мебель, улицы без единого прохожего, запуганный до полусмерти народ, вздрагивающий от каждого шороха, дефицит всего и вся... Когда гость из ФРГ звонит герою-писателю, на заднем плане видны освещенные улицы, едущие автобусы, видно, что жизнь идет, бурлит и кипит; а в то же время в ГДР - тихо, пусто, серо и страшно.
ДальшеГлавный герой фильма - маленький, неприметный, невзрачный человечек Герд Визлер, который тем не менее имеет чин капитана страшной службы "Штази" и является абсолютно безжалостным ее сотрудником. Как он в начале фильма учит студентов вести допрос! Мурашки по спине бегут при взгляде в его оловянно-преданные глаза.
И вот сидит он как-то раз в театре, смотрит пьесу. Но не потому, что в его заледенелой вымуштрованной душе пробудилась тяга к прекрасному или что-то в этом роде, вовсе нет! Просто Визлер получил новое задание - установить прослушку и слежку за неким драматургом Драймоном, который кажется партии неблагонадежным. Капитан блестяще проворачивает операцию, между делом запугав до полуобморока случайную свидетельницу-соседку ("хоть одно слово - и ваша дочь мгновенно вылетит из института"). И теперь он сидит на чердаке в большущих наушниках (ради достоверности режиссер использовал в фильме настоящую подслушивающую аппаратуру тех лет), фиксируя все происходящее в квартире и чередуясь с недалеким напарником.
Вроде так должно было стандартно продолжаться и дальше - на драматурга с его любовницей, известной актрисой Кристой-Марией, штазевцы нарыли бы кучи и тонны компромата, и загремели бы наши творческие люди быстренько и надолго в места не столь отдаленные.
Но вдруг у Визлера в том месте, где у нормальных людей находится сердце, что-то вдруг этакое зашевелилось. Уж не знаю, томик ли стихов Брехта, тайком унесенный из квартиры писателя, был тому виной или что-то другое, но меняется наш бравый чекист прямо на глазах. Представьте, что должно было произойти в душе несгибаемого капитана "Штази", чтобы он вместо ежедневного изложения в рапортах преступных диалогов из квартиры Драймона стал писать бред про сочиняемую подозреваемым пьесу об уставшем Ленине (!) и его старой маме (!!!). Очень здорово показан маленький нюансик, демонстрирующий нам, как постепенно меняется внутренний мир Визлера; это сцена в лифте - ребенок выдает крамольную фразу, чекист тут же по инерции спрашивает фамилию, но вдруг на секунду задумывается и переводит разговор в шутку про мячик...
Вскоре выясняется, что кто-то написал порочащую ГДР статью и тайно переслал в ФРГ, в журнал "Шпигель". Начальство Визлера рвет и мечет, понимая, что автор статьи - Драймон, но никаких доказательств у них нет. Обыск не помог - не зная точного местонахождения тайника, печатную машинку они найти не смогли. И тогда решили прищучить любовницу Драймона, Кристу-Марию, благо повод есть - она покупает какие-то запрещенные таблетки, вероятнее всего наркотики. Актрису быстренько хватают под белы рученьки и в воронке везут в штаб-квартиру "Штази", где ей предъявляют ультиматум: либо она становится их тайным осведомителем и сообщает, где тайник с печатной машинкой, либо она уже никогда в жизни не выйдет на сцену и не увидит своих зрителей.
Чем же все заканчивается? Не буду спойлерить, но конкретно для "Штази" - полнейшим крахом, потому что печатную машинку они все равно так и не нашли. И наказали Визлера следующим образом - посадили в подвал перлюстрировать почту. До самой пенсии.
Через несколько лет бедняга Визлер так же безмолвно сидит в своем подвале, отпаривает над специальной паровой машинкой - представляете, как у "Штази" было все продумано и поставлено на поток! - письма, как вдруг сослуживец, слушающий радио, ошеломленно говорит: "Стену разрушили!" И Визлер первым встает и уходит: прочь из этого подвала, из здания, из "Штази", из той страшной и насквозь лживой жизни...
Но и на этом еще не все, друзья мои. Еще через несколько лет жизнь начинает налаживаться. Драймон пришел в музей "Штази" и преспокойно затребовал свое дело (так и было на самом деле, если кто не в курсе). Ему на тележке выкатили две стопки папок - сиди читай, узнавай, кто на тебя доносы писал и все такое прочее. Рядышком народ сидит, копается в своих делах, а на столе стоит картотека со списком всех сотрудников, стукачей, следователей - имя-фамилия, адрес, фотография... С ума сойти.
Бедняга Драймон читает рапорты о своей жизни, включая самые интимные подробности, и понимает - он не может этого оставить вот так, без ответа. Не может допустить, чтобы подвиг одного безымянного, под кодовым именем HGW XX/7, агента остался неизвестным широкой публике. Что надо для этого сделать драматургу? Правильно, написать книгу.
Актеры просто молодцы, слов нет. Себастьяна Коха вы могли видеть в "Черной книге" Пола Верхувена, он там играл положительного фашиста-филателиста (вроде бы несочетаемые понятия, но так и есть
). Его Драймон хорош, но и его, и всех прочих актеров затмевает Ульрих Мюэ, сыгравший капитана Визлера. Вот что значит хорошая игра - одними только глазами, без воплей и надувшихся на лбу жил (берите почти любой современный российский фильм - никто разговаривать не умеет, все орут, пучат глаза и называют это актерской игрой
) суметь показать превращение послушного винтика бесчеловечной Системы в нормального сочувствующего человека. Как мне подсказывает Imdb, эта роль имела для него особенное значение, потому что Мюэ был известным театральным актером ГДР и находился под колпаком у госбезопасности, а его тогдашняя жена была осведомительницей "Штази". Вот ведь как в жизни бывает-то...
Жаль, что Мюэ так рано умер (всего в 54 года, от рака желудка).Вердикт: Все премии, награды и номинации "Жизни других" - абсолютно заслужены. В последние годы на экраны не так часто выходит неспешный
неголливудский фильм без особенных кинозвезд, без перестрелок, драк, спецэффектов, который умудряется
так сильно зацепить одной только историей. Рассказанной без надрыва и истерики, но тем не менее оторваться от которой совершенно невозможно. Я к немецкому (как и французскому) кино отношусь прохладно (редкие удачи в виде "Достучаться до небес", "Беги, Лола, беги" "Ангела-А" и старых фильмов Бессона не в счет), так что было крайне приятно увидеть подобное исключение. И пересматривать этот фильм хочется еще и еще, что я периодически и делаю.
Редко ставлю фильмам пятерки, но "Жизнь других" - это именно тот случай. Рекомендую изо всех возможных сил.
Трейлер:
Когда с 1997 года ежедневно смотришь как минимум по одному фильму, впечатления со временем начинают хотеть оформляться в тексты! *голосом чукчи-писателя*