Сэм Хайес - "Моя чужая дочь"
Книга начинается с того, что молодая мать идет в супермаркет, оставив свою крошечную дочку в машине. По возвращении ребенка на месте нет, мать впадает в истерику, полиция, пресс-конференция по телевидению, никаких улик, брак распадается, в общем, трагедия. Вторая сюжетная линия - девочка лет пятнадцати сидит дома под замком, потому что беременна неизвестно от кого. Вернее, ей-то известно, но родители, люди косные и фанатичные, предпочитают ничего не видеть, не замечать и не понимать. После родов девочка решается на побег, приезжает в Лондон, мыкается по станциям метро с новорожденной дочкой, пока ее не пригревает вроде бы - так девочке кажется - добрая женщина. И третья линия - лондонский адвокат устраивает падчерицу в престижную музыкальную школу и поражается, когда жена вдруг запрещает дочке туда ходить, не разрешает поехать вместе с классом в Вену. Он начинает копать и обнаруживает, что у жены есть скелеты в шкафу, причем немаленькие.
От современной прозы я заранее не ожидаю никаких сюрпризов, но Сэм Хэйес меня приятно удивила. Да, это мелодрама, но не с высосанным из пальца сюжетом, без излишней "санта-барбаровщины", с неожиданной концовкой и, три раза ура, без единой амнезии. Таких душераздирающих историй полно и в реальной жизни, причем они отнюдь не всегда заканчиваются так же хорошо, как в книге. Искренне не понимаю тех, кто ругает "Мою чужую дочь" - это грустная и достаточно правдивая вещь. Читать другие книжки Сэм Хайес буду.
Да, и вот еще - на тему "Не та мать, кто родила, а кто воспитала" есть совершенно замечательный спектакль "Кавказский меловой круг" по Бертольду Брехту в легендарной постановке Роберта Стуруа. В прошлом году я смотрела его в Свободном театре в версии Варсимашвили (ооочень понравилось!

), но этой версии на Ютубе нет; если вдруг захотите, вот вам вариант Стуруа:
часть первая,
часть вторая -
часть третья.
"Побудь в моей шкуре", "Игра Эндера", "Мидвичские кукушки", некто Малявин и один сборник"Мишель Фейбер - "Побудь в моей шкуре"

Эту книгу я прочитала уже достаточно давно, а она у меня все никак из головы не выходит.
По дорогам Шотландии ездит красная машина, подбирает автостопщиков. За рулем очень прямо, словно проглотив аршин, сидит женщина в больших очках, с ярко накрашенными губами, почти полным отсутствием подбородка и огромным бюстом. Подсаживает женщина исключительно высоких, крупных, здоровых мужчин, на основании чего я решила, что она маньячка какая-нибудь, которую в детстве изуродовал псих и она теперь таким макаром мстит - завозит куда-нибудь в лес, а дальше см. сериал Criminal minds. Но чем дальше я читала, тем выше поднимались мои брови.
Пожалуй, насчет "Побудь в моей шкуре" я спойлерить не буду, потому что ответ на вопрос "Зачем низкорослой тетке в очках крупногабаритные автостопщики?" настолько неожиданный, что лучше вы сами прочитайте. Наконец меня кто-то из современных писателей сумел удивить поворотом сюжета - таким, что челюсть отвисает.
А когда/если прочитаете, задумайтесь, какое мнение о нас, Хомо Сапиенсах, можно составить, если судить о нас исключительно по телепередачам и встреченному на обочинах сброду?
И я абсолютно не представляю, какова будет экранизация со Скарлетт Йоханссон в главной роли
. На Кинопоиске есть спойлеры, имейте в виду, поэтому не даю ссылку.
Орсон Скотт Кард - "Игра Эндера"

Лютая классика, "Небьюла" в 1985 году, "Хьюго" в 1986.
В некоем далеком будущем на Землю напали жукеры; человечество с огромным трудом отбилось и стало лихорадочно готовить военачальников на случай следующего вторжения. А если точнее - для превентивного удара. Причем готовить решили с малолетства в прямом смысле, чуть ли не с десяти лет. Главный герой, мальчик Эндер Виггинс, попадает в одну из военных школ, где из него всего за несколько лет делают блестящего тактика и стратега - но все происходит под видом игр и обычных соревнований. В один день Эндер вместе с друзьями прошел очередное сражение на симуляторе, а после окончания битвы оказалось, что все было по-настоящему и он полностью уничтожил врага. После чего раскаялся, полетел на их родную планету, нашел куколку королевы - жукеры ведь происходят от насекомых - и поклялся, что найдет для нее подходящее место, чтобы раса смогла возродиться.
Я, честно говоря, ждала иного финала, а вышло вот так вот. Не получилось у автора достичь сюжетного крещендо; мальчик учился-учился-учился а потом всех победил, сам того не зная
. А еще у него есть брат, в детстве сдиравший с белок шкурку живьем
, и чересчур умненькая сестричка, которые с самого детства обманывали все человечество, публикуя под никами серьезнейшие статьи на злободневные темы и влияя на политику.
Есть детишки, которые с самого начала растут серьезные не по годам, не засмеются лишний раз, не будут дурачиться со сверстниками, для них в грузинском языке есть прелестная поговорка "сначала состарился, а потом родился"
. Я даже знаю одного такого
. Но "Игра Эндера" показалась мне тем не менее какой-то... неправильной. Одно дело, когда ребенок с малолетства серьезно увлекается биологией или там физикой, но делать из детей солдат-убийц, пусть даже под видом игр и под предлогом спасения человечества? Да еще эти бесконечные нудные описание упражнений в невесомости - оттолкнулся оттуда, полетел туда, уцепился, снова оттолкнулся...
Читать следующие романы цикла я, скорее всего, не буду. Ознакомилась с содержанием второй книги на Википедии (Голос тех, кого нет) - ничего такого, что могло бы меня заставить изменить это мнение.
Джон Уиндем - "Мидвичские кукушки"

Помните, раньше, еще в советское время, выходили сборники фантастика в мягком глянцевом переплете? В одном из них я прочитала "День триффидов", который был моей, пожалуй, первой постапокалиптикой. А из какого-то журнала дедушка вырезал укороченную версию "Отклонения от нормы", то есть "Хризалид". Эти две вещи меня тогда потрясли, и я всегда мечтала прочитать другие книги Уиндема. Выбрала "Мидвичских кукушек", потому что когда-то давно смотрела фильм по мотивам.
Итак, маленькая английская деревушка, где никогда ничего не происходило. А потом, в один непрекрасный день, ее окружил невидимый купол непонятного происхождения; внутри все живое уснуло на сутки, а военные с трудом сумели заснять с воздуха какую-то непонятную штуковину, крайне смахивающую на НЛО, в самом центре деревушки. Через двадцать четыре часа штуковина и купол исчезли, все жители проснулись в полном здравии и было решено вроде как забыть о происшедшем, если бы спустя пару месяцев не выяснилось, что все женщины Мидвича беременны. В том числе старые девы и те, чьи мужья больше года находились в отлучке. Ровно через девять месяцев родились шестьдесят детей, ничем не отличающихся от человеческих за исключением золотых глаз. Сами понимаете, дети оказались непростыми и у Мидвича начались проблемы.
"Триффиды" и "Хризалиды", конечно, несравнимо более мощные произведения, нежели "Кукушки". Мне в последних остро не хватило драматизма, натянутого нерва, ощущения безвыходности и беспомощности. Во-первых, ни одна женщина не избавилась от ребенка - что необъяснимо с точки зрения психологии. У них внутри не пойми что не пойми от кого растет, а они дружно решают рожать? Во-вторых, военная разведка сидит и ждет, чего дальше будет. Вероятно, в 1957 году, когда были написаны "Кукушки", общество еще не страшилось нашествия всяких "напланетян"; в современной фантастике все шестьдесят женщин сразу же сунули бы в подземный бункер, а когда узнали, что новорожденные обладают даром внушения невероятной силы, вряд ли оставили бы их в живых. Лучше перебдеть, так сказать, чем недобдеть. Я привыкла к такому развития событий в фантастике и сюси-муси, которые разводили все вокруг мидвичских событий, мне сейчас кажутся крайне наивными и легкомысленными. Задумка хорошая, но слишком много разговоров и слишком мало напряженности, даже тяжелый финал не исправил ситуации.
Самое интересное, что я узнала в процессе изучения "Кукушек" - в экранизации книжки 1995 года под названием "Деревня проклятых" одного из персонажей сыграл Люк Ска... пардон, Марк Хэмилл
.
Максим Малявин - "Записки психиатра, или всем галоперидолу за счет заведения"

Где-то в сети мне попадались отзывы, что это очень-очень смешная книжка, прямо укатайка сплошная, хоть и психиатром написана. Ну, скачала, поинтересовалась. Это сборник небольших баек, написанных врачом на основании многолетних наблюдений за своими пациентами, и смешных, и не очень. Но запомнилось мне только то, как весело учились будущие психиатры - то бишь пили, пили и пили без продыху
. Странно, что они кого-то смогли потом лечить, при таком-то разудалом образе жизни. Смело можете пропускать, кроме историй вроде "а меня соседи через стенку вредным излучением травят!" там ничего нет.
Сборник "Либеральный апокалипсис"

Сборники я люблю, там хоть один-два рассказа обычно бывают удачными. Особенно если это сборник не одного автора. Но "Либеральный апокалипсис" меня разочаровал. Настолько, что вообще не запомнился ни один из рассказов, хотя фамилии там достаточно известные. Сейчас читаю
"Дивергента" Вероники Рот - перевод отвратительный, синтаксис, грамматика - тихий ужас, но это понятно, ибо перевод любительский. Жду, когда же мне откроют Страшную Тайну главгероини, она там явно должна быть

.